Манифест участников проекта
Растущая глобализация и ускорение бизнес-циклов - два основных следствия
перехода экономики из века индустриализации в век информации. Де Гейс
(DeGeus) в 1988 году заявил, что условием процветания организаций в
двадцать первом столетии будет наличие эффективной системы знания, способной
предвидеть изменения в окружающей среде и становящейся все более опытной
с течением времени. В 1989 году Страта (Strata) сказал еще определенней:
стоимость знания вскоре станет единственным конкурентным преимуществом,
особенно в быстро развивающихся и высокотехнологичных отраслях. Жизнь
доказала их правоту.
Успешные сегодня компании последовательно создают новые знания, передают
их внутри компании и быстро обновляют товары и услуги. Компании, где
не применяются методики управления знаниями, отстают в развитии, т.к.
принятие решений регулярно осуществляется в условиях недостаточной информированности
сотрудников, которые используют только собственный опыт и знания, не
всегда соответствующие компетенции, необходимой для решения новых задач.
Знание - единственный вид ресурса, существенно отличающий один бизнес
от другого, ресурс, который не поддается быстрому воспроизводству конкурентами.
Компании, умеющие им управлять, получают уникальные и устойчивые преимущества.
По общему мнению, менеджмент знаний, в ближайшее время станет пропуском
в лидеры, технологией mainstream, т.е., ключевой технологией, определяющей
парадигму менеджмента в целом.
Менеджмент знаний - это философия бизнеса, в которой интеллектуальному
капиталу уделяется такое же внимание, какое в XIX веке промышленники
уделяли материальным формам капитала.
Мы считаем, что управление знаниями как основой конкурентоспособности
бизнеса не может оставаться всего лишь модной темой для консультантов,
а должно войти в практику российских компаний, если они хотят стать
действительно конкурентоспособными как на внутренних рынках, так и в
мировой экономике.
В этом мы видим главную задачу проекта.
У большинства руководителей компаний менеджмент знаний ассоциируется
исключительно с задачами обучения и повышения квалификации персонала.
Мы хотим отойти от одностороннего взгляда на менеджмент на основе знаний,
как на способ "воспитания персонала" в соответствующем духе.
Человек является не средством, а целью любой системы менеджмента и,
в первую очередь, системы менеджмента на основе знаний.
Все управленческие системы приводят в действие люди. Носителями знаний
являются люди. Именно ценность накопленных ими знаний и опыта конвертируется
в конечном итоге в прибыль компании.Поэтому работа с людьми в системах
менеджмента на основе знаний предполагается "по умолчанию".
Но какая это работа? Люди должны делиться и обмениваться знаниями,
а знания должны циркулировать в компании по установленным правилам и
процедурам.
С нашей точки зрения, преимущества менеджмента на основе знаний -
это максимальная объективизация знания, извлечение его из источников,
каковым являются отдельные сотрудники компании. Тогда риски, связанные
с зависимостью от конкретных персон станут меньше, а знание можно будет
свободно передавать, распространять и эффективно применять там, где
это нужно в интересах компании. Это не значит, что внедрение новых систем
"выжмет" знания из сотрудников и сделает их ненужными. Конечной
целью новых технологий является гармонизация интеллектуального потенциала
человека и потребности бизнеса в объективном, доступном и тиражируемом
знании.
Понятия "управление знаниями" и "менеджмент знаний"
(правильнее - менеджмент на основе знаний), часто отождествляют, чему
в литературе много примеров.
Однако, позиция участников настоящего проекта такова, что эти понятия
должны различаться, так ими определяются сущности абсолютно разной природы.
Менеджмент на основе знаний - это современный способ создания
и поддержания конкурентоспособности, такая организация деятельности
всей компании, где знания рассматриваются, как главный стратегический
фактор успеха, важнейшая составляющая активов компании, которая полностью
определяет ее конкурентоспособность и стоимость.
Управление знаниями - одна из технических задач, решаемых в
менеджменте на основе знаний, управление систематизированной информацией,
организованной с учетом не только синтаксиса, но и семантики (смысла).
Поэтому на сайте мы даем обособленное представление информации по темам
"Менеджмент на основе знаний" и "Управление знаниями".
Слишком велики различия в прикладных аспектах - в методиках, инструментальных
средствах, да и в целях проектов изменений, выполняемых в этих областях.
Будем признательны за отзывы и приглашаем к сотрудничеству ученых,
топ-менеджеров, специалистов по организационному развитию, студентов
и аспирантов, в общем, всех, кто занимается научными или прикладными
аспектами менеджмента на основе знаний.
|